
Двадцать пять лет назад в СССР произошла попытка государственного переворота: в Москве был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который просуществовал до 21 августа 1991 года.
В ночь с 18 на 19 августа 1991 года представителями высшего руководства СССР, несогласными с политикой реформ президента страны Михаила Горбачева и проектом нового Союзного договора, был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР). Основная цель путчистов заключалась в том, чтобы не допустить ликвидации СССР, которая, по их мнению, должна была начаться 20 августа во время подписания Союзного договора.
Согласно договору, СССР должен был трансформироваться в федерацию. Новое федеративное государство предполагалось назвать Союзом Суверенных Советских Республик, с прежней аббревиатурой – СССР.
В ГКЧП вошли вице-президент СССР Геннадий Янаев, премьер-министр СССР Валентин Павлов, министр внутренних дел СССР Борис Пуго, министр обороны СССР Дмитрий Язов, председатель Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР Владимир Крючков, первый зампред Совета обороны СССР Олег Бакланов, председатель Крестьянского союза СССР Василий Стародубцев, президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР Александр Тизяков.
Утром 19 августа войска и боевая техника заняли узловые точки на магистралях, ведущих к центру Москвы, и окружили район, прилегающий к Кремлю. Несколько десятков танков вплотную приблизились к Дому Верховного Совета и правительства РСФСР на Краснопресненской набережной (Белому дому). Всего в Москву было введено около четырех тысяч военнослужащих, 362 танка, 427 бронетранспортеров и боевых машин пехоты (БМП). Дополнительные части Воздушно-десантных войск (ВДВ) были переброшены в окрестности Ленинграда, Таллина, Тбилиси, Риги. Ответом стали массовые демонстрации и митинги протеста в Москве, Ленинграде и ряде других городов страны.
Сопротивление путчистам возглавили президент РСФСР Борис Ельцин и руководство России. Ельцин подписал Указы №59 и №61, где создание ГКЧП было квалифицировано как попытка государственного переворота; союзные органы исполнительной власти, включая силовые структуры, были переподчинены президенту РСФСР.
В отличие от Ельцина, тогдашний глава УССР – председатель Верховного Совета Леонид Кравчук не рискнул делать каких-либо резких заявлений, он лишь талдычил о том, что надо-де «сохранять спокойствие и собирать урожай». Это потом его сделают чуть ли не героем-националистом, а тогда было похоже, что Леонид Макарович откровенно сдрейфил.
В Днепродзержинске мало кто почувствовал московский переворот, разве что на некоторых предприятиях оживились уже почти отстраненные от управления парторги. Некоторые молодые люди спешили в кинотеатры смотреть американские фильмы, опасаясь, что вскоре будут показывать только «Коммунист» или «Ленин в Польше». Зато местные РУХовцы, не боясь возможных последствий, бесстрашно сверстали и подготовили к выпуску очередной номер газеты (то ли «Думка», то ли «Поки місто спало»), в котором подвергли резкой критике московских путчистов.. Жаль, что со временем эти смельчаки оказались совершенно не востребованы в новой Украине…
Видео «Программы «Время» от 19 августа 1981 года смотрите здесь:
https://www.youtube.com/watch?v=MtUVHTONFb8