О наследии Брежнева в Каменском, почти политическом анекдоте и «политическом завещании»

Опубликовано slavkin - пн, 10/17/2022 - 12:32
воспоминания

Мы уже писали, что, согласно городским легендам, появлением театра в тогдашнем Днепродзержинске наш город обязан лично знаменитому земляку Леонид Брежневу – в 1979 году, посещая свою малую родину, Леонид Ильич сокрушался, что в городе нет театра. После этого вопрос открытия храма культуры был решен в считанные месяцы.
Хотелось бы напомнить, что также благодаря Брежневу в нашем городе появилась еще одна достопримечательность, которая просуществовала более трех десятков лет, а сейчас снова стала актуальной – заводской гудок ДМК, ныне Каметстали. 
Итак, обо всем по порядку. На рубеже 1970-1980-х годов стареющий Генсек ЦК КПСС Брежнев начал одну за другой опубликовывать свои книги, которые можно спело назвать небольшими мемуарами главы партии и государства: «Малая земля», «Возрождение» и «Целина».

малая земля

В первой Генсек вспоминал о Великой Отечественной воне, где он был политруком и принимал участие в боевых действиях, в частности, под Новороссийском.

возрождение

Во второй Брежнев делился воспоминаниями о том, как после войны восстанавливались Запорожская и Днепропетровская области, где он был руководителем.

целина

И в третьей повествовалось об освоении целинных земель Казахстана в 1950-х годах, где Брежнев, опять же, был одним из руководителей. Понятно, что вся огромная Советская страна – от пионеров до пенсионеров – в добровольно-принудительном порядке изучала эти книги. В учебных заведениях проводились специальные уроки по этим книгам, в библиотеках и на предприятиях – целые литературные вечера и обсуждения с обязательным «всенародным одобрением». Понятно и другое – эти книги писал не сам Брежнев, работала группа толковых журналистов, но все заслуги приписывались «лично Леониду Ильичу». Книги эти издавались громадными тиражами и стали обязательными в библиотеках партийных и государственных деятелей СССР всех уровнях.

воспоминания
После этой трилогии в конце 1981 года в свет вышла еще одна мемуарная книга Брежнева «Воспоминания». Помнится, несколько вечеров подряд Центральное Телевидение Советского Союза транслировало чтение «Воспоминаний», начитывать их поручили знаменитому диктору Игорю Кириллову, которого страна хорошо знала по программе «Время». Тот начитывал с выражением, с придыханием, иногда с пафосом – в общем, получился целый мини-спектакль. И, понятно, книга тоже стала обязательной к прочтению в СССР.
Если кто помнит, была в этой книге первая глава под названием «Жизнь по заводскому гудку». В ней Брежнев рассказывал о своем детстве, юности и молодости, которые прошли в Каменском-Днепродзержинске. Начинал он свой трудовой путь на металлургическом заводе имени Дзержинского, потому с особым чувством описывал, как именно благодаря заводскому гудку он и весь город строили свой день, ориентировались во времени и знали, когда начинается и когда заканчивается рабочая смена. Как и в случае с театром, местные власти Днепродзержинска восприняли слова знаменитого земляка как руководство к действию, и уже в 1982 году ДМК начал давать гудки, которые слышал весь город. Гудок звучал в 7:00, в 15:00 и в 23:00, ориентируясь на смены с 8-часовым рабочим днем. Менялись руководители страны, поменялась сама страна и общественно-политический строй, но гудок ДМК оставался. Хотя проблем с определением времени уже ни у кого не было, но все же гудок служил многим горожанам определенным ориентиром. 
Помнится, даже появились почти политические анекдоты. Вот один из них: если муж на ДМК получал хорошую зарплату, жена рано утром его будила на работу: «Вставай, милочок, гуде гудочок!». А если зарплата оставляла желать лучшего, жена по утрам говорила: «Вставай, м…дило, гуде гудило!». В общем, так и жили с 1982 года, и лишь несколько лет назад на меткомбинате решили все-таки упразднить этот пережиток старых времен. То ли не нравилось руководству ДМК все, связанное с СССР и Брежневым, то ли экономили энергию, то ли смен с 8-часовым рабочим днем уже не оставалось, все перешли на 12-часовые, но гудок замолчал. И, к сожалению, сейчас его пришлось «расконсервировать», гудок работает довольно часто, оповещая каменчан о воздушной тревоге. Так мемуары Брежнева помогли его родному городу сегодня, во время войны между двумя ведущими республиками бывшего СССР, которым когда-то руководил Леонид Ильич. 
Кстати, если мы уж заговорили о книге «Воспоминания», то вскоре после смерти Брежнева в 1982 году ходила легенда. В этой книге была еще одна глава, которую Леонид Ильич и его литературные помощники написали чуть позже после выхода «Воспоминаний» - нечто вроде политического завещания. Говорили, что в этой главе стареющий Генсек давал своеобразные характеристики своим коллегам по Политбюро ЦК КПСС и прямо указывал, кому можно в будущем доверить руководство Советским Союзом. Так вот, ни Юрия Андропова, ни Михаила Горбачева (оба они пришли к власти, первый в 1982, сразу после смерти Брежнева, второй в 1985 годах) Брежнев не видел своими преемниками. Он очень тепло отзывался о Константине Черненко (был Генсеком в 1984-1985 годах), но будущим руководителем видел своего земляка, которого хорошо знали и в Днепродзержинске, Владимира Щербицкого. Но эта явно скандальная глава в свет так и не успела выйти – Брежнев умер, а после его смерти Юрий Андропов распорядился уничтожить текст «политического завещания». Правда это или нет – теперь вряд ли кто-то даст точный ответ.
И вот еще что интересно. В книге «Воспоминания» есть пару абзацев – Брежнев вспоминает разговор с отцом. Там отец клеймит позором тех, кто развязывает войны и говорит, что мир надо беречь, нельзя допускать массового кровопролития. Жаль, что нынешние кремлевские руководители или не читали, или не поняли этих слов своего знаменитого предшественника. Впрочем, это уже другая история…