Лучшая память – смех

Опубликовано slavkin1 - пн, 01/30/2023 - 17:06
Гайдай

К столетию Леонида Гайдая

 30 января исполнилось сто лет со дня рождения Леонида Гайдая, знаменитого советского режиссера, комедии которого более полувека не сходят с телеэкранов. 
    Леонид Иович родился 30 января 1923 года в городе Свободный Амурской области Сибири. Его отец – украинец Иов Исидорович Гайдай (1886-1965), работник железной дороги, бывший каторжник, был человеком богатырского сложения и отменного чувством юмора, помогавшего выжить в непростых ситуациях.  Иов родился на Полтавщине, на
 хуторе Ореховщина Лубенского района. Занимался простым крестьянским трудом, хоть и принадлежал к старинному казацкому роду, состоявшему в родстве с дворянско-старшинскими родами Горленко, Домонтовичей, Пультроков. 
Как большинство молодых людей того времени, Иов был увлечен революционными идеями, и в двадцать лет был арестован по делу Лубенской организации эсеров, задумавшей «экспроприацию денежных средств на революционную деятельность» у крупного свеклопромышленника Богданова, что следствие трактовало как вымогательство и грабеж. Пройдя этапами тюрем, Иов в 22 года был сослан на каторгу. Освободившись в 1913 году, остался в Сибири, работал на строительстве Амурской железной дороги. Там же познакомился с сестрой товарища-каторжанина Марией Любимовой и женился. В семье родилось трое детей, Леонид был младшим. Старший брат Александр (1919-1994) стал поэтом. 
    В 1923 году семья переехала в Читу, затем в Иркутск. Отец сделал неплохую карьеру в железнодорожном ведомстве, построил дом. Леня  с детства обожал кино, особенно комедии Чарли Чаплина. Когда показывали его фильмы, мальчик приходил на первый сеанс, в конце фильма прятался под сидениями и пережидал перерыв между сеансами, чтобы снова и снова смотреть любимые картины. 
            
                На войне – не до шуток        
    18 июня 1941 года Леонид окончил школу, а 23 июня вместе с одноклассниками пошел записываться добровольцем на войну, но–       пчил отказ. Парень устраивается рабочим сцены в Иркутский театр, где в то время выступал Московский театр сатиры, где работали такие корифеи сцены, как Хенкин, Лепко, Поль, Доронин, Слонова, Тусузов. Театр остался в Иркутске в эвакуации. Гайдай ездил с труппой на гастроли, сам занимался в театральной студии ДК железнодорожников, играл в спектаклях, в частности, «Медведь» и «Свадьба» по Чехову. 
    В конце 1941-го Леонида призвали в армию. Вначале служба проходила в Монголии, среди обязанностей красноармейца Гайдая были уход и объезд лошадей, предназначенных для фронта.  Высокий и худой Гайдай смотрелся так же комично на приземистых монгольских лошадях, как через много лет его экранный герой Шурик на ослике, становясь объектом шуток товарищей. Кто знал, что когда-то над этой сценой будут смеяться миллионы?
      Но, как и большинство его сверстников, парень рвался на фронт. Когда в часть, где служил Гайдай, приехали представители армейских частей – отбирать новобранцев на фронт, на каждый вопрос комиссии Леонид отвечал «Я». – Кто а артиллерию? –Я! – Кто в кавалерию? – Я! – На флот? – Я! – В разведку? – Я! – пока терпение начальства не истощилось. 
– Да погоди ты, Гайдай. Дай огласить весь список! – Из этого случая через много лет родится еще один знаменитый эпизод приключений Шурика. 
    Будущего комедиографа отправили на Калининский фронт,  красноармейцем пешей разведки 1263-го стрелкового полка 381-й стрелковой дивизии. Воевал серьезно, без шуток.  14 декабря 1942 года в ходе Великолукской наступательной операции в бою за деревню Енкино, Новосокольнического района Псковской области, Гайдай, как сказано в приказе командования – забросал гранатами огневую точку противника, лично уничтожил трех немцев и вместе с товарищами участвовал в захвате пленных, за что был награждён медалью «За боевые заслуги». 20 марта 1943 года во время очередной разведки сержант Гайдай, подорвался на противопехотной мине, получив тяжёлое ранение ноги. Больше полугода, провел в госпиталях, перенес пять операций. Угрожала операция, но он категорически  отказался, – ну, какой артист из  одноногого калеки… 
В итоге ногу спасли, Гайдая комиссовали, как непригодного  к дальнейшему несению военной службы. Последствия ранения донимали Леонида всю жизнь. Время от времени рана воспалялась, превращая простую ходьбу в мучение. Но Леонид Иович никогда не подавал виду, по-солдатски стойко перенося свои недомогания. 

                      Покорение сцены            
После демобилизации Гайдай возвращается домой, в Иркутск, в любимый мир театра. Его взяли в театральную студию Иркутского областного драмтеатра, учебу Леонид совмещает с работой актером и осветителем.  Причем роли молодому артисту доверяли далеко не эпизодические, и не только в комедиях.  Например, Леонид играл Соленого в чеховских «Трех сестрах», Ивана Земнухова в «Молодой гвардии», Винченцио в «Укрощении строптивой», Яссе в «Заговоре обреченных».  
Словом, актерская карьера с самого старта складывалась вполне успешно и многообещающе. Но Гайдай хотел большего. В 1949 году он поехал в Москву и поступил во ВГИК, на режиссерский факультет. Причем попал в мастерскую знаменитого Г. Александрова, автора самых популярных комедий того времени. Гайдай был среди самых ярких студентов на потоке. Его комедийный талант отмечали такие мэтры как И. Пырьев и Б. Барнет.  Однако постоянные шуточки Гайдая нравились далеко не всем преподавателям и уже после первой сессии будущего киноклассика собирались отчислить из института. Но Гайдай не опустил руки, и с решительностью  фронтового разведчика, принялся штурмовать высокие кабинеты, отстаивая свое право на профессию. И добился своего. 
В студенческие годы Леонид встретил девушку, которая стала его музой и спутницей на всю жизнь. Вспоминает актриса Нина Гребешкова: «Мы учились во ВГИКе на одном курсе. Он пришел после фронта – раненый, длинный, худой. Не могу сказать, что сразу в него влюбилась... Вот репетируем, сижу спиной к двери. Ребята заходят (у нас учились и Кулиджанов, и Ордынский) – один, второй… вроде ничего не происходит. А входит Гайдай – я его чувствую кожей. Вообще, я его стеснялась. Боялась сказать глупость. Он ведь старше на восемь лет, прошел фронт. А мне всего 17…
Свадьба была скромная,  дома, у нас в коммунальной квартире. Пришли родственники, знакомые, студены. Мы сняли комнату. Леня был сталинский стипендиат, получал 800 рублей. А я уже снималась, у меня были свои деньги. Как актриса уже была востребована. Кстати, Леня очень обиделся, когда я отказалась взять его фамилию. Актрису Гребешкову уже знали, а Гайдай»?
Но на последнем курсе Гайдай – актер  тоже пробился на большой экран. Режиссёр Борис Барнет пригласил его на одну из главных ролей в музыкальную комедию «Ляна» (1955), одновременно Гайдай участвовал в качестве режиссёра-практиканта. Крупная роль была у него и в революционной драме «Ветер» (1958) А. Алова и В. Наумова, где он играл вместе со своим будущим Шуриком – Александром Демьяненко и Юрием Яковлевым. 
Затем Гайдай сосредоточился на режиссуре, хотя небольшие  эпизодические роли, без указания в титрах, исполнял практически во всех своих фильмах. Не из тщеславия, чисто ради дела, – быстрей отснять какой-то технический эпизод. Например, это именно Гайдай – долговязый и длиннорукий, чешет пятку Никулина, в знаменитой сценке «Кавказской пленницы», когда тот, закинув руки за голову, диктует Вицину список «причиненного ущерба» строптивой невестой Варлей. 

Мастер и полновластный хозяин на съемочной площадке, в жизни Гайдай был большим наивным ребенком,  мало приспособленным к бытовой повседневности. «Каким был Леня?  Посмотрите на Шурика, и вам все станет ясно», – говорила Нина Гребешкова. Его мало волновали жизненные блага  – новая квартира, дача, машина, – семейные «Жигули» собственноручно ремонтировала Нина Павловна. 
Тем не менее, супруги благополучно прожили вместе сорок лет. Секрет семейного счастья был прост – Нину Павловну отличила необыкновенная женская мудрость. Она никогда не просила ролей в фильмах мужа. Но если приглашал, – а это случалось почти всегда, соглашалась, даже если приходилось жертвовать более заманчивыми предложениями. Например, во время съемок «Кавказской пленницы», где она должна была сняться в крошечной роли врача скорой помощи, доставившей Шурика в психушку, Гребешковой предлагали главную роль на киностудии Довженко. Она выбрала съемки  у Гайдая, и не пожалела  – эпизод помнят до сих пор.
Свой первый фильм, «Долгий путь» по рассказам В. Короленко, Гайдай  поставил на киностудии «Мосфильм» в 1956 году. Это была вполне серьезная работа, но Михаил Ромм, знавший по ВГИКу комедийные способности Гайдая, посоветовал ему искать себя, как режиссера, в этом направлении. В мастерской Ромма и родился первый комедийный фильм Гайдая «Жених с того света» с Вициным и Пляттом в главных ролях. Но ожидания снова не оправдались.  Более того, картина едва не стоила молодому режиссеру карьеры. Попытки Гайдая применить традиции гоголевской  сатиры к советскому контексту – пришлись не ко двору.  Сатирическое изображение советской бюрократии показалось кинематографическому начальству слишком дерзким. Фильм  перекроили цензурными ножницами и в 1958 г. пустили в прокат второй категорией. А Гайдая – временно отстранили от режиссуры.   
Поддерживавший его директор «Мосфильма», прославленный режиссер Иван Пырьев, посоветовал для реабилитации перед начальством снять что-нибудь ортодоксально правильное, революционно-патриотическое. Так появился в 1960 году фильм «Трижды воскресший», не замеченный ни зрителями, ни критикой. Но, по крайней мере, Гайдаю разрешили работать дальше. 
            Золотые шестидесятые
Он решает вернуться к любимому жанру, и тут как раз, ему попадет на глаза опубликованный в «Правде» фейлетон киевского сатирика Степана Олийныка «Пес Барбос». Незатейливая короткометражка, в которой впервые появляется  ставшая вскоре культовой троица  – Трус, Балбес и Бывалый, после выхода на экраны в 1961 году мгновенно вознесла Гайдая на вершину славы. Причем, не только всесоюзного, но и международного масштаба – фильм получил дипломы Международного кинофестиваля в Сан-Франциско и Лондонского кинообщества, его  купили для проката более ста стран мира! 
Оседлав волну успеха, Гайдай  снимает еще одну короткометражку с тем же трио – «Самогонщики», затем одна за другой следуют ленты, без преувеличения, вошедшие в золотой фонд советского кинематографа. «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1966), «Бриллиантовая рука» (1968),  – по прошествии многих десятилетий, эти фильмы по-прежнему с удовольствием смотрят, любят и цитируют зрители разных поколений.  Причина непреходящей популярности проста, как и сами гайдаевские фильмы – на советском и постсоветском пространстве не было создано комедий лучше. И это – не преувеличение, а сухая констатация факта. 
«В кинокомедии должно быть как можно меньше слов, а те, которые есть, должны быть лаконичными, отточенными, бьющими точно в цель», – говорил Гайдай.  Продолжая традиции кумира своего детства – Чаплина, Гайдай плотно насыщает свои ленты непрерывными трюками, скетчами и шутками,  темп не позволяет зрителю ни на миг отвлечься от экрана. При всей своей гротескности, герои выглядят  достоверно и узнаваемо, их фразы и куплеты песен стали народными. 
В 1970 году Леонид Иович решился осуществить давнюю мечту, и взялся экранизировать любимую книгу «12 стульев», обширные фрагменты которой знал наизусть.  Наибольшей проблемой стал выбор исполнителя главной роли. На Бендера пробовались два десятка актеров, в том числе такие звезды, как Басов, Миронов, Баталов, Высоцкий, Борисов. Евстигнеев. После долгих сомнений режиссер выбрал малоизвестного за пределами Грузии актера Тбилисского театра Арчила Гомиашвили. Решающую роль в выборе сыграло то, что Арчил имел в своем репертуаре им же поставленный моноспектакль по произведениям Ильфа и Петрова, где сам играл всех персонажей – от Бендера до Эллочки Людоедки. Даже криминальное прошлое актера – а он имел весьма бурную молодость и регулярные конфликты с законом, –  с точки зрения Гайдая лишь добавили достоверности образу великого комбинатора. 

            Река времени    
В семидесятые Гайдай снял еще две культовые комедии – «Иван Васильевич меняет профессию» (1973) и «Не может быть!» (1975). Характерно, что обе поставлены по произведениям авторов, в те годы пребывающих под негласным, но строгим запретом –  М. Булгакова и М. Зощенко. Между прочим, даже спродюсированный Иваном Пырьевым фильм, в каноничном советском духе – «Трижды воскресший», был поставлен Гайдаем по пьесе Александра Галича, близкого к диссидентским кругам литератора и барда. Да и фильмы самого Гайдая с присущими им раскованностью, аполитичностью и духом свободы, на максимально возможном уровне в условиях закрытого, строго регламентируемого, подцензурного общества, – являются одной из ярких страниц либерального творческого течения шестидесятников. 
Возможно, поэтому, с течением времени, отдалявшего мэтра от эпохи своего расцвета – шестидесятые – начало семидесятых, его картины, которые он продолжал снимать до самой своей смерти в начале девяностых, – не стали менее яркими и талантливыми, нет. Но непередаваемая аура магической притягательности, заставляющая зрителей вновь и вновь пересматривать классические гайдаевские работы, неумолимо тускнела и гасла. 
В начале восьмидесятых на экраны вышли очередные комедии Л. Гайдая «За спичками» и «Спортлото-82». Эти картины были последними, которые имели определенный успех в прокате, но о  былых достижениях не приходилось и мечтать.  Поздние, перестроечные работы Гайдая  «Опасно для жизни» (1985), «Частный детектив или Операция «Кооперация» (1989), «На Дерибасовской хорошая погода или На Брайтон Бич опять идут дожди» (1992), – прошли практически незаметно. В кардинально изменившихся условиях заката советской эпохи, шестидесятнические юмор и сатира Гайдая оказались для широкой публики малопонятными и малоинтересными.  
Леонид Иович умер 19 ноября 1993 года на семьдесят первом году жизни. Он попал в больницу с воспалением легких и через две недели тихо угас на руках верной жены. Незамеченная широкой общественностью смерть Гайдая стала печальным итогом его поздней карьеры. Однако вскоре началась переоценка творчества мастера сатирической комедии, признанного классиком своей эпохи. На волне возрождения интереса к гайдаевскому творчеству снимают римейки его популярных картин, например, «Кавказская пленница –2». Но они прогнозируемо оказались бледной копией оригиналов и позорно провалились в прокате. Нельзя войти в одну реку дважды, – это касается и бурного потока кинообразов…