Из истории Каменского: почему Днепродзержинск – не Хмельницкий, и причем здесь Брежнев

Опубликовано slavkin - пн, 08/08/2022 - 08:14
дым

В последние месяцы в соцсетях Каменского появилось немало фотографий Днепродзержинска времен 70-80-х годов прошлого века, эдакий экскурс в историю нашего города.
Понятно, что многие горожане комментируют эти фотографии с ностальгией – действительно, в СССР было не только отрицательное, в чем нас сегодня горячо убеждает официальная пропаганда, но и кое-что положительное. Все-таки строились дома, больницы, школы и стадионы, медицина и образование были бесплатными, люди жили с уверенностью в завтрашнем дне. На другой чаше весов – тотальный дефицит, всевластие и злоупотребления партноменклатуры и КГБ, отсутствие демократии и гласности. Дальше рассуждать не будем – ведь у нас сейчас декоммунизация, десоветизация и дерусификация, вдруг нас обвинят в антиукраинской агитации. Но вот привлек внимание комментарий пользователя соцсетей Александра Мосейчука, который, скорее всего, жил в те годы в Хмельницком.
«Не забувайте, що ваше місто було батьківщиною "дорогого и горячо любимого Леонида Ильича". - А тому грошей на його розбудову під час того "розвиненого соціалізму" виділялося чимало. Дніпродзержинськ - то ж був не "якийсь Хмельницький"... - Хмельницький й тоді був не меншим за населенням містом за ваше, але грошей з бюджету на його розбудову стільки не виділяли, як на Дніпродзержинськ. - Хмельницький тоді навіть за постачанням належав до 2-ї категорії, тоді ж як Дніпродзержинськ - до 1-ї...», - пишет пан Мосейчук.
Что ж, мы решили вспомнить, чем тогдашний Днепродзержинск отличался от Хмельницкого и действительно ли именно Леонид Брежнев так сильно заботился о своей малой родине, что жили мы как-то лучше других. 
Сначала о Брежневе. Действительно, отрицать тот факт, что Генсек особое внимание уделял своему родному городу – глупо. Скорее всего, интересовался он жизнью Днепродзержинска и его развитием. Взять хотя бы тот факт, что именно он в свое время «дал добро» на застройку Левого берега. И это понятно – любой политик, достигший вершин в своей карьере, вольно или невольно будет помогать своей малой родине, так уж повелось, и не только в СССР.
А теперь давайте попробуем отвлечься от Брежнева и изучим – какой вклад Днепродзержинска в развитие Советского Союза, и какую цену мы и наши деды-отцы за это платили. Не секрет, что наш город был крупнейшим промышленным центром, причем в масштабах всей тогдашней огромной страны. У нас работали такие промышленные гиганты, как ДМК, «Азот», Приднепровский химический завод, десятки предприятий поменьше. Продукция, произведенная в Днепродзержинске, экспортировалась в 32(!) страны мира. Скажите, мог ли таким похвастаться Хмельницкий?
Теперь об оборонной индустрии, куда же без нее в те времена. С ДМК понятно, военные всегда охотно брали металлопрокат для строительства своих объектов. На «Азоте» производились компоненты для жидкого ракетного топлива – помните рыжий дым из труб, так называемые «лисьи хвосты»? С ПХЗ – вообще особая история, именно там проводилось обогащение урановых руд, основного компонента для ядерного оружия. Под Днепродзержинском, в Таромском, был громадный склад урановой руды, так называемая «База С». Люди постарше помнят, что Днепродзержинск тогда был «закрытым» городом, иностранцев в него не пускали. Исключение было разве что для чехов, которые дружили с ДМК, а также для японцев и французов, которые помогали в строительстве комплекса «Большой аммиак» на «Азоте», в память о них осталась девятиэтажка по улице Затышной (бывшая Беспалова) на Соцгороде. Да что там иностранцы – даже поезда с курортов Крыма и Кавказа проходили через наш город исключительно в темное время суток, чтобы свести до минимума возможность визуального и спектрального анализа территории Днепродзержинска из окон вагонов.
А теперь о том, чем платили днепродзержинцы за такой промышленно-оборонный комплекс в городе. Это – экология. В жилмассивах возле ДМК нельзя было даже вывесить сушиться белье – оно мгновенно становилось рыжим из-за аглопыли, из-за многочисленных дымящихся труб в центре города порой было просто трудно дышать. «Азот» постоянно «награждал» город «ароматами» своих выбросов, а на Соцгород каждое утро опускался самый настоящий смог, забивающий легкие и режущий глаза. Дурно пахло и от двух коксохимических заводов. По ПХЗ снова – особый разговор. Люди десятилетиями получали громадные дозы радиации, зачастую даже не подозревая об этом. А на берегу реки Днепр были устроены хранилища ядерных отходов, миллионы тонн опаснейших веществ  хранились почти под открытым небом! В конце 90-х, уже в эпоху независимости, сюда приезжали эксперты, в том числе и зарубежные, так они назвали наши места «вторым Чернобылем». Обильно пылил и цементный завод. Мы уже не говорим о техногенных авариях, которые случались на городских заводах и уносили жизни днепродзержинцев.
Последствия были видны, хотя официальная советская пропаганда о них молчала. Это – многочисленные заболевания, в том числе тяжелейшие, преждевременные смерти, болезни детей. Тогда даже ходила совсем невеселая шутка: «Днепродзержинск – вечно молодой и вечно смеющийся город. Вечно молодой, потому что до старости никто не доживает, а вечно смеющийся – если ветер с заводов дует на правый берег, смеется левый, если дует на левый – смеется правый». И поводу Брежнева – многие днепродзержинцы костерили Ильича на чем свет стоит: мол, что он своим землякам такую «газовую камеру» или «крематорий» устроил, неужели не жалко своих? Так что вот так мы и жили…
Думается, теперь понятно, почему Днепродзержинск снабжался продуктами и товарами по 1-й, самой лучшей категории,  а Хмельницкий – по 2-й. Если уж Днепродзержинск не «подкармливать», кто же тогда на страну работать будет? 
И, кстати, уже в начале 2000-х годов в Украине выяснили о вкладе каждого региона в экономику страны. Так вот, Днепропетровщина, в том числе и Днепродзержинск, были в числе доноров, то есть наполняющих госбюджет, а Хмельницкая область – в числе реципиентов, то есть тех, кто получает от страны больше, чем отдает.     
Так что давайте не будем о том, кому при Брежневе жилось лучше, а кому хуже…