Каменские истории: мини-ГЭС, дизель-экспресс и «новая Венеция»

Опубликовано slavkin - вс, 11/06/2022 - 10:24
корчевский

Наша недавняя публикация о планах построить на ДМК газовую электростанцию вызвала большой интерес. В Каменском живет немало людей, которые так или иначе были связаны с этим проектом, у них остались воспоминания, а у некоторых даже фотографии того, как все начиналось, но так и не свершилось.
Но в это же время – в 2008-2009 годах – в тогдашнем Днепродзержинске были подобные планы и идеи. Их генератором выступил мэр города Ярослав Корчевский. Думаем, нашим читателям будет интересно или узнать, или просто освежить в памяти прожекты, которые генерировал Ярослав Сильвестрович.
Была у него идея построить в городе небольшую гидроэлектростанцию, чтобы жители получали недорогую электроэнергию. Местом для строительства он выбрал дренажный канал на левом берегу, ниже кинотеатра «Мир», там, где расположено строение, которое мы называем пивзавод. То здание начало строиться в начале 1990-х годов, его назначение было непонятно. Сначала говорили, что там будет нечто вроде ночного клуба, потом – что планируется чуть ли не шикарный бордель с номерами, позже утверждали, что там откроется местный пивзавод. Именно этот недострой Корчевский планировал использовать как базовое здание для будущей ГЭС. Но, к сожалению, эта его задумка отдавала откровенной маниловщиной, ибо претворить проект в жизнь не представлялось возможным, как ныне модно говорить, от слова вообще.
Во-первых, гидроэлектростанция – это сложнейшее сооружение, даже проектирование такого объекта обошлось бы в миллионы, если не в десятки миллионов гривен. А каких денег стоило бы само строительство и оборудование ГЭС, даже подумать страшно. Понятно, что в городской казне Днепродзержинска таких средств не было и близко, и вряд ли нашелся бы инвестор, который вложил бы в этот несбыточный прожект деньги.
Во-вторых, сразу же возникало сомнение – а достаточно ли полноводный дренажный канал, чтобы обеспечить бесперебойную работу турбин? Иначе говоря – хватило бы воды, чтобы вращать турбины? Ведь канал никак не назовешь бурным и полноводным, летом он мелеет, а зимой замерзает.
В-третьих, была экологическая проблема. Для обеспечения перепада уровня воды пришлось бы перегораживать канал плотиной, получилось бы небольшое водохранилище. И было совершенно неясно, как поведет себя вода в случае появления водохранилища. Могло ведь получиться, что она будет искать новые пути и уйдет под землю, подтапливая жилмассивы. И Днепродзержинск мог тогда к оползневым зонам в Самышиной балке, по Комсомольскому проспекту и возле ДК Металлургов, получить еще одну территорию подтопления, теперь на левом берегу. Похоже, Корчевский вообще не задумывался об этой стороне затеи.
И, наконец, была еще одна причина, почему прожект был нежизненноспособным, мы о ней говорили в прошлой статье. Энергорынок Украины был поделен между очень крупными игроками: Суркисами, Ахметовым и Григоришиным, и вряд ли они пустили бы в свои «энерговотчины» нового оператора, не хватило бы у Ярослава Сильвестровича денег и связей, чтобы ему Киев разрешил строительство новой, пусть даже и небольшой ГЭС.
Но ГЭС – далеко не единственная идея мечтателя Корчевского. Была у него задумка пустить дизель-поезд, который свяжет правый и левый берега Днепродзержинска. Затея вроде неплохая, особенно для жителей левого берега (Корчевский, кстати, сам жил на левом), мэр даже заявил, что отправит своего заместителя по экономике Сергея Андреева в командировку в Швейцарию, чтобы выбрать и приобрести готовый дизель-поезд. Однако пути претворения в жизнь этой идеи Корчевский так и не озвучил. Было 2 способа: либо пустить поезд по мосту, построенном в 1994 году, либо по плотине ГЭС. Что касается моста, идея мэра была не новой – еще при СССР планировалось, что по новому мосту пойдет скоростной трамвай на левый берег. Стартовать он должен был в районе бывшего ПХЗ, затем идти по улице Ленинградской (ныне – проспект Аношкина) мимо магазина «Дружба», потом пересекать улицу Сыровца (ныне - проспект Шевченко) и заходить на мост. С развалом СССР эти планы рухнули, а в 90-х идею трамвая и вовсе похоронили – на Аношкина, как раз там, где должен был пролегать маршрут скоростного трамвая, как грибы после дождя, выросли частные заправки и автостоянки. Да и сам Корчевский внес свой «вклад» в застройку Аношкина – отвел участок земли напротив девятиэтажного общежития вагонного завода (там ныне автомойка) под строительство церкви, даже участвовал в церемонии установки символического креста на месте планируемого строительства. Злые языки тогда говорили: вот теперь на скоростном трамвае действительно поставили крест и в прямом, и в переносном смысле. 
Но вернемся к дизель-поезду. Как видим, проложить рельсы по мосту через Днепр фактически не представлялось возможным, тем более, что Елизаветовская развязка не было достроена ни тогда, ни сейчас. Оставался второй вариант – использовать уже имеющуюся железнодорожную ветку по плотине Днепродзержинской ГЭС. Как вариант – пустить поезд от станции Баглей через Днепрострой и ГЭС на левый берег. Но железнодорожная ветка проходит довольно далеко от левобережных жилмассивов, и горожанам пришлось бы топать пешком немалое расстояние. А чтобы приблизить маршрут дизель-поезда к микрорайонам, пришлось бы договариваться с «Укрзализныцей» о строительстве новой ветки. Куда ее тянуть, как она будет пересекать Елизаветовскую трассу – вряд ли сам Корчевский это понимал, да денег эта затея стоила громадных. 
К тому же Ярослав Сильвестрович не учел еще одну важную «мелочь» - интересы маршрутников. К тому времени в городе уже сложился рынок перевозок, действовало несколько крупных фирм, их владельцы даже стали депутатами городского совета. И они вряд ли бы голосовали «за» приобретение и запуск в работу дизель-поезда – на кой им нужен конкурент? И явно «договорились» бы с остальными депутатами, чтобы «завалить» проект Корчевского. Так что вслед за мини-ГЭС и идея дизель-экспресса стала несбыточной.
А мы вспомним еще одну инициативу Корчевского, о Елизаветовском котловане. Он предложил не больше не меньше, как соединить левобережные жилмассивы с котлованом каналом или каналами, а по ним пустить гондолы, как в Венеции. Хотел, чтобы горожане ездили на гондолах на котлован и обратно. За эту действительно фантастическую идею Корчевскому в городе даже дали кличку «гондольеро», именно так в Венеции называют водителей гондол. Понятно, что такое начинание стоило бы диких денег, которых у города не было. Кроме того – Елизаветовский котлован уже не территория нашего города, а принадлежит Петриковскому (ныне укрупненному Днепровскому) району, и вряд ли тамошние власти согласились бы со строительством каналов. Опять же, была совершенно не изучена экологическая часть проекта – не обмелеет ли котлован, куда пойдет вода из каналов и так далее. В общем, и этот прожект так и остался радужными мечтами Корчевского.
Ныне недостроенный пивзавод, где мэр планировал мини-ГЭС, выставлен на продажу. В силу разных причин «Укрзализныця» вообще отменила левобережную электричку, и платформы на остановках возле бывшего кинотеатра «Аврора» и гостиницы «Зоря» представляют собой ужасное зрелище. А Елизаветовский котлован, точнее, его берега, стали частными владениями, и зайти или заехать туда стоит хороших денег. К тому же, как твердят экологи, котлован мелеет и зарастает травой, потихоньку превращаясь в болото. Корчевский в 2010 году ушел с поста мэра, проруководив городом лишь 2 с половиной года (это – отдельная история). А все его идеи так и остались настоящей маниловщиной, которым в нынешней Украине просто не суждено было сбыться…