Как простым украинцам "помогают" транши МВФ

Опубликовано elena - вт, 10/27/2020 - 16:48
доллар

Зачастую, многие граждане не понимают связи между "абстрактной" темой сотрудничества Украины с МВФ и своими весьма конкретными социальными проблемам. Действительно, к чему эти скандалы и ажиотаж вокруг договоренностей с Фондом к рутинной бытовухе обычного гражданина?

НАК "Нафтогаз Украины" 26 октября поднял цену на газ для производителей тепла почти на 25%, что непосредственно отразиться в платежках рядовых потребителей. Как и другие конкретные беды рядовых граждан, этот вопрос напрямую связан с "абстрактной" тематикой сотрудничества с МВФ.

Без кредитов нам не жить

Для тех, кто все еще считает тему взаимоотношений Фонда с Украиной предметом академического спора, должный быть готовы к получению платежек за отопление и перечитать условия последнего меморандума с кредиторами. Напомним, что согласно действующей 18-месячной программе кредитования stand-by, одобренной советом директоров МВФ в начале июня текущего года, Украина взяла на себя ряд обязательств.

В том числе: "Постановление о спецобязательствах будет прекращено 1 июля 2020 года, после чего цены будут по-прежнему полностью определяться рынком. Мы будем обеспечивать определение оптовых цен прозрачным и эффективным рынком. Постановление о спецобязательствах будет действовать до мая 2021 года только для поставок газа коммунальным предприятиям, а тарифы будут основываться на полностью определенных рыночных ценах на газ".

Начиная с 2014 года, украинцы постоянно выслушивают рассказы о том, что цены услуги ЖКХ должны быть рыночными. Но на седьмом году реформ, оказывается, что невидимая рука все никак не наведет порядок и равновесие на рынке, которое, судя по всему, находится за гранью материальных возможностей большинства украинцев.

 
Действующая власть продолжает уповать на внешних кредиторов как главных стейкхолдеров стабильности экономики Украины. Впрочем, власть оспаривает некоторые пункты в формате взаимоотношений с МВФ и даже демонстрирует готовность открыто фрондировать кредиторам.

Создается впечатление, что властная команда, апеллирует к Фонду, призывая внешних игроков к некой "справедливой" форме двусторонних отношений. Это весьма четко угадывается в недавнем заявлении президента Владимира Зеленского. 22 октября глава государства дал большое интервью четырем телевизионным каналам, в котором коснулся и темы сотрудничества с МВФ.

"У нас был первый транш, есть требования МВФ, я считаю, мы все выполнили. Это мое личное мнение. Но как внутри страны, так и вовне есть люди, которые работают против государства Украина. И они лоббируют свои интересы, чтобы стабильности в государстве не было. Они работают в политике, не хочу называть их имена", - заявил Зеленский.

Президент предельно четко обозначил свою позицию. Во-первых, Украина выполнила все обязательства для получения следующего транша, и остальные условия считает "политизированными придирками" не имеющими отношения к букве меморандума.

Во-вторых, было озвучено недвусмысленное обвинение в адрес фигур, приближенных к существующей политической тусовке в стране, а также работающих или работавших в структуре Кабмина в общем, и в Национальном банке Украины и Минфине, в частности.

С нетерпением ждем разоблачительных заявлений от Офиса президента после полноценного завершения процесса местных выборов. Ни много ни мало, Зеленский заявил, что знает фамилии людей, замешанных в преступлениях против украинской государственности.

Впрочем, после завуалированных обличений и заочного спора с МВФ Зеленский де-факто заявляет о безальтернативности спасательного курса сотрудничества с кредиторами.

"Сегодня экономика так выстроена в Украине, и она так выстраивалась, что мы без западных денег не можем прожить. Это же правда. Люди должны об этом знать. Поэтому было невозможно отказаться от Международного валютного фонда. Я им благодарен за их помощь. Это наш стратегический партнер, но мы лично говорим, они понимают прекрасно, что, если бы у нас экономика была на высоте, мы могли бы отказаться от кредита МВФ, и привлекать деньги в конкретные необходимы там инфраструктурные проекты Всемирного банка и других финансовых учреждений мира", - подчеркнул президент.

Если переговорная позиция Украины формулируется в контексте лозунга "мы без западных денег не можем прожить", то это слабая и откровенно проигрышная позиция. С такими аргументами априори невозможно вести равноправный диалог с кредиторами, требуя уступок и компромиссов в текущем переговорном процессе.

"Гешефт" финансовых спекулянтов

Впрочем, одной из важных точек в текущем процессе прений официального Киева с МВФ, стали не интервью президента, а ситуация в Национальном банке Украины. Vesti.ua уже неоднократно писали о склоках в правлении регулятора при участии Совета НБУ. Речь идет о выдавливании из системы управления Нацбанка двух членов правления, оставшихся от экс-команды Валерии Гонтаревой и Якова Смолия.

Как мы уже писали, 20 октября в НБУ приняли решение об изменении подчинения структурных подразделений между членами правления. Таким образом, глава Нацбанка Кирилл Шевченко лишил большинства полномочий своего первого заместителя Екатерину Рожкову.

Рожкова позже прокомментировал это решение, отметив, что против инициативы выступили только она и заместитель главы НБУ Дмитрий Сологуб.

Однако глава Совета Нацбанка Богдан Данилишин заявил, что в течение нескольких последних лет в пользу внешних кредиторов из Украины было вымыто средства в объеме пяти кредитных программ stand-by.

"Только за последние три с половиной года вымывание капитала из Украины в пользу внешних кредиторов превысило 25 млрд долларов", - указал Данилишин, отметив, что за соответствующий период из Украины были выведены дивиденды в пользу нерезидентов на 8,5 млрд долларов и проценты по прямым инвестициям на 1,6 млрд долларов. При этом поступления прямых иностранных инвестиций без реинвестированных доходов составили 5,1 млрд долларов.

Глава Совета НБУ очень прозрачно намекнул на спекулятивный характер капитала, участвующего в "инвестировании" в Украину. "Приблизительно две трети негарантированных долгосрочных займов украинским компаниям были предоставлены резидентами Кипра, Нидерландов и Британских Виргинских островов, что свидетельствует о связи сторон этих операций и направленности этих операций на размывание налоговой базы и вывод прибыли за границу", - сказал Данилишин.

При этом глава Совета НБУ подчеркнул, что украинская сторона "профессионально и ответственно" выполняет взятые на себя обязательства в рамках сотрудничества с МВФ, а стратегическому партнерству Украины с Фондом ничего не грозит.

Этим заявлением господин Данилишин подкрепил линию президента Зеленского – Украина считает возможным равноправное сотрудничество с кредиторами, с условием вынесения за скобки перечня политических вопросов. В том числе, это касается права нового главы НБУ на кадровое переформатирование правления, часть членов которого не вписывается в новые рамки политики нацрегулятора.

Честность в кругу заядлых шулеров

Очевидно, что официальный Киев пытается внести правки в устоявшийся характер взаимоотношений с Фондом, которые основывались на принципе "чего изволите". Банковая и поддерживающие ее политику пытаются убедить МВФ в необходимости предоставления украинской власти небольшого люфта свободы в плане регулирования монетарной политики.

Власть как бы апеллирует к некому честному формату сотрудничества с внешними кредиторами, обязуясь выполнять все условия "буквы" меморандума, без претензий со стороны Фонда к "духу" документа. То есть с готовностью выполнит все антисоциальные пункты меморандума в обмен на кредиты, только без претензий кредиторов к обобщенным проблемам "независимости НБУ", "борьбы с коррупцией", "атаки на антикоррупционные органы" и т.д.

Однако Банковой стоит понимать, что достичь уступок от фонда возможно только с позиции силы, демонстрируя готовность вести жесткий диалог.